Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Мульти студия «Я творю мир» Возраст обучающихся: 4-7 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Педагог дополнительного образование Кобякова А.П., ВКК г. Екатеринбург, 2021 г. № Содержание стр. 1. Пояснительная записка 3 3 3 3 3 3 4 4 4 5 5 5 7 7 8 8 9 12 12 12 12 12 16 2. 3. 4. 5. 6. Направленность Новизна Программы Актуальность Программы Педагогическая целесообразность Цель и задачи Отличительные особенности Возраст детей, участвующих в реализации программы Сроки реализации программы, формы и режим занятий Этапы создания мультфильма Ожидаемые результаты Критерии оценки ожидаемых результатов Способы проверки ожидаемых результатов Формы подведения итогов Учебно-тематический план Содержание учебного плана Календарный учебный график Методическое обеспечение Обеспечение программы методическими видами продукции Дидактический материал Технические средства обучения Оборудование учебного кабинета Список использованной литературы 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Мультстудия «Я творю мир» (далее - Программа) разработана на основе образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» (авторы: Н.С. Муродходжаева, И.В. Амочаева), который является частью парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: Т.В.Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин; под общей редакцией Т.В.Волосовец) в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26). 4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41). Направленность. Программа имеет художественную направленность и создаѐт условия, обеспечивающие, через освоение ИКТ, цифровых и медийных технологий, с учѐтом возможностей дошкольников, синтез художественного и технического творчества. Программа дает ребенку возможность создать мультипликационный фильм своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию и талант. Это позволяет достичь комплексного развития детей. Новизна Программы заключается в ключевой идее образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир». По мнению авторов, создание авторского мультфильма может стать современным мультимедийным средством обобщения и презентации материалов детского исследования, научно-технического и художественного творчества. Актуальность Программы объясняется социальным заказом к современному образованию. В наше время образование призвано обрести творческий, новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, общеобразовательные и профессиональные школы обязаны передавать новым поколениям не только ранее накопленные знания, но и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество прежде никогда не сталкивались. Поэтому интеграция творчества, науки и техники в виде мультстудии по STEM-технологии отвечает ожиданиям общества к подготовке будущего поколения. 3 Результаты исследований детей в других областях STEM-образования могут стать основой для художественного творчества и создания авторского мультфильма. Например, орнаменты и узоры, выложенные из деталей набора для развития пространственного мышления (по системе Ф. Фребеля), могут стать сюжетом для мультфильма на тему «Красивая математика», вращение тел из второго набора на стержнях с помощью мультипликации поможет увидеть визуальное преобразование геометрических тел: цилиндр при вращении вокруг своей оси создает визуальный образ шара и т.д.. Тематические наборы «LEGO Education» «Городская жизнь», «Сказочные и исторические персонажи», «Космос и аэропорт», «Построй свою историю» и другие помогут созданию мультфильмов, посвященных памятным дням и календарным датам, значимым для общества. Робот-динозавр может стать героем исторического сюжета, придуманного и отснятого детьми. Педагогическая целесообразность Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного обучения детей всех возрастных групп и разных категорий. Организация кружков и совместных просмотров мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности. Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, также анимация включает в себя огромное количество возможностей для социализации детей. - мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей, что позитивным образом сказывается на их социализации. - важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. - это процесс освоения новых технологий. Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации. Задачи: освоение ИКТ (информационно-коммуникационных цифровых технологий; технологий) и 4 освоение медийных технологий; организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества; развитие наглядно-образного и логического мышления; формирование мотивации к продуктивной деятельности. Отличительные особенности заключаются в уникальных характеристиках мультстудии «Я творю мир»: научный подход – разработана под научным руководством автора методики исследовательского обучения дошкольников, Членакорреспондента РАО, доктора психологических наук, доктора педагогических наук, профессора А.И. Савенкова для развития познавательной активности ребенка; реальная апробация – прошла серьезную апробацию детьми, родителями, педагогами МБДОУ ДЦРР № 14 (г. Реутов) на всех этапах работы: самостоятельная исследовательская практика ребенка, создание мультфильма, презентация готовых мультфильмов на Всероссийском конкурсе «Я - исследователь» и в Московском городском педагогическом университете; «методическая матрешка» - представляет собой полноценный образовательный модуль, включает полный методический комплект по созданию авторских мультфильмов, сюжеты которых основаны на самостоятельных исследованиях детей. При этом каждый пункт раскрывает для творческого педагога или родителя неограниченные возможности решения других образовательных задач на том же оборудовании; надежный производитель – создана отечественным производителем, ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», свыше 20 лет производящим неизменно качественные образовательные продукты для детей. Возраст детей, участвующих в реализации программы. От 4 до 7 лет. Сроки реализации программы. Обучение по данной программе проходит в течение одного года. Количество часов на освоение программы – 56 академических часов. Формы и режим занятий: Индивидуальная, групповая, коллективная. Занятия организуются во вторую половину дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности. Проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий от 20 до 30 минут в соответствии с физиологическими особенностями возраста детей и требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм». Численность обучающихся в группе: 3 – 10 человек. Набор детей в объединение – свободный. 5 Этапы создания мультфильма: 1. Подбор материала для сценария. 2. Выбор анимационной техники. 3. Изготовление фонов и персонажей. 4. Съемка анимационного фильма. 5. Звуковое оформление, или «озвучивание». 6. Монтаж фильма. Ожидаемые результаты К концу обучения дети знают: специальную терминологию; какие существуют этапы работы над фильмом; что такое основная идея фильма (авторская позиция); как выразить своё отношение к игровому и мультипликационному фильму; как рассказать о герое фильма, его характере, поступках; основные виды и жанры кинематографа; этапы работы над созданием мультипликационного фильма; о роли музыки в фильме; как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке. К концу обучения дети умеют: пользоваться Web-камерой и фотографировать объекты; создать и сохранить проект; собирать и комбинировать мультипликационные сцены из различных материалов; пользоваться всеми вкладками интерфейса программы «HUE animation»; активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием мультипликационного фильма; объединять усилия в работе над фильмами, используя мультимедиа проектор и компьютерную сеть. Критерии оценки ожидаемых результатов Критерии Умение пользоваться Web-камерой и фотографировать объекты Высокий уровень может самостоятельно, быстро и без ошибок сделать кадр, выбрать необходимый ракурс Умение создать и сохранить проект может самостоятельно, Средний уровень может самостоятельно, но медленно, выполнить необходимые действия, присутствуют неточности может самостоятельно, Низкий уровень не может без помощи педагога выполнить действия не может без помощи педагога 6 Умение собирать и комбинировать мультипликацион ные сцены из различных материалов Умение пользоваться всеми вкладками интерфейса программы «HUE animation» Умение включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием мультипликацион ного фильма Умение объединять усилия в работе над фильмами, используя мультимедиа проектор и компьютерную сеть быстро и без но медленно, ошибок создать и создать и сохранить проект сохранить проект, присутствуют неточности может может самостоятельно, самостоятельно, быстро и без но медленно, ошибок собирать собирать и и комбинировать комбинировать мультипликацион мультипликацион ные сцены ные сцены, присутствуют неточности может может самостоятельно, самостоятельно, быстро и без но медленно, ошибок пользоваться пользоваться всеми вкладками, всеми вкладками присутствуют неточности активно включается в включается в работу под работу на каждом руководством из этапов, педагога, выполняет с выполняет удовольствием разные виды разные виды работ работ, проявляет инициативу создать и сохранить проект умеет использовать мультимедиа проектор и компьютерную сеть, проявляет инициативу и лидерские качества либо выполняет роль ведомого, но может объединять усилия для не подключается к общей работе или действия в коллективе несут неконструктивны й характер может использовать мультимедиа проектор и компьютерную сеть с помощью педагога не может без помощи педагога собирать и комбинировать мультипликацион ные сцены не может без помощи педагога пользоваться всеми вкладками неохотно включается в работу 7 достижения общей цели Способы проверки ожидаемых результатов: предварительные просмотры фильмов; открытые занятия для родителей и педагогов; защита, презентация, творческих проектов. Уделяется серьезное внимание как качеству выполнения ребенком фильма, так и развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно и разносторонне изучать различные технологии создания мультфильма. При определении итоговой оценки учитывается следующее: результаты работы детьми на занятиях; участие обучающегося в течение обучения в показах; умение подбора материала, техник исполнения, качество выполнения работы, индивидуальность выполненной работы. Формы подведения итогов (промежуточных, итоговых): демонстрация мультфильмов в детском саду; участие в фестивалях и конкурсах. 2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Название разделов и тем занятий 1. Раздел 1. Введение. Знакомство с видами и жанрами мультипликации. Раздел 2. Знакомство с 4 интерфейсом компьютерной программы «HUE animation» (модуль программы STEMобразование Мультстудия «Я творю мир») Раздел 3. Создай свою 8 историю в технике «перекладка» Раздел 4. Шаг за 12 шагом. Lego-анимация 2. 3. 4. Количество часов всего теория практик а 2 1 1 Формы аттестации/ контроля Викторина, дидактическая игра 1 3 Просмотр отснятого материала. Обсуждение. 4 4 4 8 Просмотр, обсуждение, презентация. Просмотр, обсуждение, презентация. 8 5. 6. Раздел 5. Сказка оживает Пластилиновый мультфильм Раздел 6. Камера – мотор! Анимационный мультфильм 14 5 9 16 6 10 20 36 ИТОГО: 56 Просмотр, обсуждение, презентация, участие в фестивале. Просмотр, обсуждение, презентация, участие в конкурсе. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Введение. Знакомство с видами и жанрами мультипликации. Теория: «Путешествие в мир мультипликации». Рассказ об истории анимации и мультипликации. Рассказ о профессиях в мультипликации. Рассказ о видах анимационных фильмов по способу их создания: рисованной (живописной), кукольной (объемной), перекладной, графической, компьютерной (двухмерной и трехмерной 3D), пластилиновой мультипликации. Рассказ о жанрах аниме: исторический, сказка, детектив, приключенческий, музыкальный, фантастика, учебный и др. Практика: Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. Подвижная игра «Отгадай профессию». Викторина. Дидактическая игра «Отгадай, из какого я мультфильма» Раздел 2. Знакомство с программой «HUE animation» (модуль программы STEM-образование Мультстудия «Я творю мир»). Теория: Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. Знакомство с вэб- камерой. Элементарное знакомство с процессом съемки. Возможности съемки. Практика: Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения. Учебнотренировочные упражнения. Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Раздел 3. Создай свою историю в технике «перекладка» Теория: знакомство с созданием мультфильма в технике перекладки. Знакомство с понятиями: захват кадра, удаление ненужного кадра, редактирование кадра, дублировать кадры. Практика: поэтапная работа над созданием мультфильма в технике «Перекладка» Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Презентация для родителей. Раздел 4. Шаг за шагом. Lego-анимация Теория: знакомство с созданием мультфильма в объемной технике, Рассказ о дополнительных возможностях: объем, поворот фигур, движения. Знакомство с понятиями: захват кадра, удаление ненужного кадра, 9 редактирование кадра, дублировать кадры. Практика: поэтапная работа над созданием мультфильма в технике «Legoанимация». Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Показ мультфильма в группе сверстников, для воспитанников других групп, для родителей. Раздел 5. Сказка оживает. Пластилиновый мультфильм Теория: Рассказ о дополнительных возможностях пластилиновой мультипликации: характер персонажа, мимика, жесты, движения. Знакомство с профессией сценарист, понятием сценарий, правилами составления сюжета (завязка, кульминация, развязка). Знакомство с понятиями: импорт аудио, настройка времени. Практика: поэтапная работа над созданием пластилинового мультфильма по заранее написанному сюжету, самостоятельный монтаж фильма с использованием вкладок «Добавить аудио» и «Управление временем». Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Участие в муниципальном фестивале «Мульт-страна детства». Раздел 6. Камера – мотор! Анимационный мультфильм Теория: Знакомство с техникой рисованного мультфильма, формирование у детей представлений о технических средствах, использующихся для создания мультфильма, и правил безопасности работы с ними. Знакомство с понятием «эффект кальки». Практика: поэтапная работа над созданием рисованного мультфильма, создание собственных фонов, редактирование длины дорожки, изменение длительности кадра в соответствии с длиной аудио, программирование, создание анимационного ролика. Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Показ мультфильма в группе сверстников, для воспитанников других групп, для родителей. Участие во Всероссийском конкурсе «Я творю мир!» 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Название разделов и тем занятий Количество часов Формы контроля Октябрь всего теори практ я ика 1 неделя Путешествие в мир мультипликации Подвижная игра «Отгадай профессию». Дидактическая игра «Отгадай, из какого я мультфильма» 2 неделя Знакомство с компьютерной программой для создания 1 1 2 Наблюдение 1 1 1 Викторина 1 Наблюдение 10 Декабрь Ноябрь мультфильма. 3 неделя Учебно-тренировочные упражнения. Дидактическая игра «Лови момент». 4 неделя Работа с вкладкой «Захват кадра». Кадр. Создание папки. 5 неделя Изменение местоположения объекта на плане. 1 неделя Удаление кадра. 2 неделя Работа с вкладкой «Добавить аудио». Запись голосового сопровождения детей 3 неделя Создание сюжета. 4 неделя Создание сюжета. Кадрирование. 1 неделя Редактирование кадра. 2 1 1 Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Обсуждение 2 1 1 Обсуждение 2 2 1 1 1 1 Обсуждение Презентация 2 1 1 2 1 1 1 2 неделя Звуки и музыка в фильме. 3 неделя Музыка в кадре и за кадром. 2 1 1 1 1 2 Наблюдение Наблюдение Беседа Просмотр и обсуждение Беседа Просмотр и обсуждение Просмотр и обсуждение Презентация 4 неделя Январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя Просмотр и редактирование отснятого материала. Просмотр и редактирование отснятого материала. Участие в фестивале «Карусель жемчужинок» Что такое сценарий? Создание сюжета мультфильма. Знакомство разнообразием ширм и атрибутов модуля Мультстудия «Я познаю мир». Персонаж, это кто? Изготовление героев к пластилиновому мультфильму. Покадровое фотографирование. Работа с вкладкой «Управление временем». Дублировать кадр. Работа с вкладкой «Настройка времени». Монтаж в мультфильме. Озвучивание персонажей. Работа с вкладкой «Добавить аудио». 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Просмотр и обсуждение 2 1 1 Просмотр и обсуждение 2 Просмотр и обсуждение 2 11 Март 4 неделя Просмотр и редактирование отснятого материала. Участие в муниципальном фестивале «Мульт-страна детства». 1 неделя Сцена. Фоны. 2 неделя Где взять фон для нового мультфильма? Как добавить объекты на фон? Работа с графическим редактором. 3 неделя Создание персонажей. 4 неделя Копирование и редактирование. 2 Программирование. Создание анимационного ролика. Работа с вкладкой «Создать новый проект». Работа с вкладками «Добавить аудио» и «Управление временем». Новые возможности Редактирование длины дорожки, изменение длительности кадра в соответствии с длиной аудио. Программирование. Создание анимационного ролика. Работа с вкладкой «Сохранить проект». Участие во Всероссийском конкурсе «Я творю мир!» 1 неделя Апрель 2 неделя 3 неделя 4 неделя 2 Презентация 2 2 1 1 1 1 Беседа Просмотр и обсуждение 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 Просмотр и обсуждение Наблюдение Просмотр и обсуждение Просмотр и обсуждение 2 1 1 Просмотр и обсуждение 2 1 1 Просмотр и обсуждение 2 1 1 2 1 1 Просмотр и обсуждение Презентация 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Обеспечение методическими видами продукции: STEM - образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста (парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dou317.ru/pages/main/stem/prog.pdf , свободный. Муродхожаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Я творю мир». Инструкция в вопросах и ответах. Москва, 2018. 12 Лицензионное программное обеспечение (диск с компьютерной программой «HUE animation»). Дидактический материал – Комплект мультстудии «Я творю мир»: Ширма настольная из фанеры с магнитными стенками. Вертикальные магнитные фоны (лес, луг, небо, изба, дорога, улица) размером 48х21 см. 12 элементов декораций, в том числе изображения деревьев, облаков, солнца и др. Самоклеющиеся магниты, с помощью которых декорации крепятся к фонам. Технические средства обучения: Web-камера на гибкой основе. Ноутбук с лицензионным программным обеспечением. Доступ к сети Интернет. Мультимедийный проектор. Экран. Оборудование учебного кабинета: комплект мебели для обучающихся; комплект мебели для преподавателя. 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Планирование работы кружка «Студия мультфильмов «Пластилиновый ежик» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/planirovanie-raboti-kruzhka-studiya-multfilmov-plastilinoviyezhik-god-raboti-705621.html, свободный. Резякова Н. С. Программа дополнительного образования «Мультстудия для детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-multstudiya-dlyadetey-doshkolnogo-vozrasta-1723730.html, свободный. Шадрина С.В. Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста исследовательских, познавательных, технических и коммуникативных способностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ciur.ru/izh_dou/izh_ds90/DocLib7/%D0%94%D0%9E%D0%9F%20%D0 %BF%D0%BE%20%D0%9F%D0%9E%D0%A3%20%D0%9C%D1%83%D0% BB%D1%8C%D1%82%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8 F.pdf, свободный. 13 14