1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………...3 2. Цель, задачи программы……………..………………………………………...4 3. Принципы и формы организации занятий……………………..……………..4 5. Организация работы ………………...……………………………………..5 6. Структура занятий……………………...………………………………….…..5 7. Материалы и оборудование ……………………………...……………………5 8. Планируемые результаты………………………………………………...........6 9. Календарно-тематическое планирование………………………………..……6 10. Список литературы……………………………………………………………7 2 Пояснительная записка Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма. Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей раннего возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости. 3 Цель: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь. Задачи: Обучающие – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком. Развивающие – стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры. Развитие тактильных ощущений. Воспитательные – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения. Для решения данных задач выработаны следующие принципы: - Принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему); - Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей; - Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития; - Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач; - Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики. Формы работы: - Упражнения для массажа рук; - Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук; - Упражнения без предметов; - Упражнения с различными предметами; - Гимнастика для пальцев; - Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук; - Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма; - Проговаривание речевого материала; - Комментирование пальчиковых действий. 4 Организация работы: Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы: подгрупповая - до 10 человек. Длительность занятия зависит от возраста детей. Дети в возрасте 1,5-2 лет 10 минут, дети 23 лет 15 минут. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Работу с материалами (пластилин, краски, бумага, природный материал, крупы). Рисование нетрадиционными способами. Структура занятий: I. Вводная часть: 1-3 минут. Включает в себя: - приветствие, организационный момент. II. Основная часть: 10-15 минут. Включает в себя: - игровые упражнения на развитие мелкой моторики; -упражнения на развития внимания, памяти; -упражнение на развитие чувства темпа, ритма; - упражнения на развитии координации речи с движением; - предметную деятельность; - блок творчества (рисование, лепка, аппликация). III. Заключительная часть 1-3 минут. Включает в себя: рефлексию, подведение итога занятия. Необходимые материалы и оборудования: - Резиновые игрушки, мячики; - Конструктор, кубики, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, игрушки, бусины, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша; - фигурки пальчикового театра; - контейнеры с сенсорным наполнителем - крупы, кинетический песок; - природный материал – шишки, орехи; - материалы для творчества; - картотека пальчиковых игр; - картотека художественного слова (стихи, загадки, потешки). 5 Планируемые результаты 1. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов, речи детей; 2. Ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; 3. Ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них; 4. Ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности: рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки; 5. Ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Учебный перспективный план для детей 1,5-3 лет С сентября по май - количество занятий в неделю – 1; - количество занятий в месяц – 4 (январь - 3); - количество занятий в год – 35. Календарно-тематическое планирование Планирование лексических тем по месяцам Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Тема занятия Осень Деревья Грибы и ягоды Овощи Фрукты Смешные человечки Домашние животные Дикие животные Дом Посуда Семья Зима Звери зимой Птичья столовая Маленькой елочке холодно зимой Мои любимые игрушки Зимние забавы Жили у бабуси два веселых гуся Количество занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 6 Март Апрель Май 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Одежда Пилим и строгаем - папе помогаем Снеговик Цветок для мамы Мамины помощники Солнышко Транспорт Капель Пришла весна Рыбки Травка зеленеет Дружба Цветы Насекомые Вот и лето наступило 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с. «Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997 г. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»/ Н. В. Нищева: Санкт – Петербург, 2008г. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников»/ Т. Б. Полянская: Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011г. Палочки Кюизенера для самых маленьких 2-3 лет, альбом-игра Волшебные дорожки: Корвет, Санкт – Петербург. Альбом заданий «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (2-3 года) : Корвет, Санкт – Петербург. Альбом заданий «Маленькие логики» (2-3 года): Корвет, Санкт – Петербург. Электронные ресурсы. 7