Дополнительная общеобразовательная программа Веселые песчинки

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа
«Веселые песчинки»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Бабина Д.М., педагог – психолог I КК

г. Екатеринбург, 2021 г.

Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
программа
социальнопедагогической направленности «Веселые песчинки» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014
года № 1726-р),
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
При разработке программы были использованы следующие источники
литературы:
1.
Бережная
Н.Ф.
Использование
песочницы
в
корекции
эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста
/ Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для
дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.
Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие
и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
7. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоциональнокоммуникативной и
познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А.
Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
8. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей
раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,
2015. – 96 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с.

10. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с
задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3 – 2005.
11. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.
12. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
Цель
программы:
создание
условий
для
стабилизации
психоэмоционального состояния ребенка, развитие тактильных ощущений.
Задачи программы
 стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
 развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь).
 развивать процессы саморегуляции;
 развивать сенсорно-перцептивную сферу,
 развивать мелкую моторику рук;
 развивать навыки социального поведения
 формировать творческий потенциал ребенка;
 формировать позитивное отношение к своему «Я»;
Актуальность
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с
тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной
сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические
проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при
социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю
впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в
отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут
существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в
детском саду и школе, так и во взрослой жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости,
тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной
зажатости
организовывается
специальное
общение,
способное
структурировать
эмоциональный
мир,
создавать
условия
для
разнохарактерных
эмоциональных
проявлений,
самовыражения
в
деятельности, голосовых реакциях.
В настоящее время различные педагогические системы придают
большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода
игровой песочной терапии. Игры с песком, как процесс развития
самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком
был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. В качестве

одного из важных условий гармонического развития личности
А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и
интеллектуальной сфер психики ребенка.
Существует огромное количество необычных способов и техник
рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который
притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную
психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное
состояние. Игра с песком и игрушками является естественным занятием для
ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний,
еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес,
который служит основой для познавательной активности и желания учиться.
Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть
с помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие
невыраженные чувства, и научился находить конструктивный выход из
конфликтных ситуаций.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и
социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка
как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии
речевых функций.
Новизна
Тематическая направленность и организационная вариативность
занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к
практической
и речевой деятельности, поддерживает положительное
эмоциональное
состояние
воспитанников.
Сюжетно-тематическая
организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные
на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие
познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие
статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием;
дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому ребенку
чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от
выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и
водой максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания
на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок
имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает
результативность в усвоении знаний. Песочница также используется в
диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных
проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Программа «Веселые песчинки» рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю. Индивидуально с ребенком или
с небольшой подгруппой 4-5 человек. Продолжительность занятия 30 минут.

Методы и приемы песочной терапии
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу
с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы
экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря»,
«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений
литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,
прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и
иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6. Концентрация.
7. Функциональная музыка.
8. Сказкотерапия.
Формы работы
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для
мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием
бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я
буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку
и сопровождаем рассказом.
5.
Инсценирование:
«Девочка
чумазая»,
«Испечем
пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или
предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из
цикла А.Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в
ладошку или насыпаем в пакет с отрезанным уголком и рисуем по готовому
контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок
выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические
праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.
Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме.
Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким
забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью
исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и
максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Прогнозируемые результаты
1. У ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи, тики,
навязчивости и другие расстройства
2. Корректируется поведение (снятие агрессии).
3. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.
4. Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;
5. Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;
6. Ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих
внутренних ресурсов;
7. Ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать
эмоциональное состояние других людей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».