Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа
«Веселые песчинки»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Бабина Д.М., педагог – психолог I КК
г. Екатеринбург, 2021 г.
Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
программа
социальнопедагогической направленности «Веселые песчинки» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014
года № 1726-р),
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
При разработке программы были использованы следующие источники
литературы:
1.
Бережная
Н.Ф.
Использование
песочницы
в
корекции
эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста
/ Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для
дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.
Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие
и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
7. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоциональнокоммуникативной и
познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А.
Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
8. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей
раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,
2015. – 96 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с.
10. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с
задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3 – 2005.
11. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.
12. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
Цель
программы:
создание
условий
для
стабилизации
психоэмоционального состояния ребенка, развитие тактильных ощущений.
Задачи программы
стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь).
развивать процессы саморегуляции;
развивать сенсорно-перцептивную сферу,
развивать мелкую моторику рук;
развивать навыки социального поведения
формировать творческий потенциал ребенка;
формировать позитивное отношение к своему «Я»;
Актуальность
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с
тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной
сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические
проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при
социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю
впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в
отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут
существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в
детском саду и школе, так и во взрослой жизни.
Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости,
тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной
зажатости
организовывается
специальное
общение,
способное
структурировать
эмоциональный
мир,
создавать
условия
для
разнохарактерных
эмоциональных
проявлений,
самовыражения
в
деятельности, голосовых реакциях.
В настоящее время различные педагогические системы придают
большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода
игровой песочной терапии. Игры с песком, как процесс развития
самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком
был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. В качестве
одного из важных условий гармонического развития личности
А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и
интеллектуальной сфер психики ребенка.
Существует огромное количество необычных способов и техник
рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который
притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную
психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное
состояние. Игра с песком и игрушками является естественным занятием для
ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний,
еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес,
который служит основой для познавательной активности и желания учиться.
Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть
с помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие
невыраженные чувства, и научился находить конструктивный выход из
конфликтных ситуаций.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и
социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка
как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии
речевых функций.
Новизна
Тематическая направленность и организационная вариативность
занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к
практической
и речевой деятельности, поддерживает положительное
эмоциональное
состояние
воспитанников.
Сюжетно-тематическая
организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные
на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие
познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие
статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием;
дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому ребенку
чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от
выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и
водой максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания
на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок
имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает
результативность в усвоении знаний. Песочница также используется в
диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных
проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Программа «Веселые песчинки» рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю. Индивидуально с ребенком или
с небольшой подгруппой 4-5 человек. Продолжительность занятия 30 минут.
Методы и приемы песочной терапии
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу
с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы
экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря»,
«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений
литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,
прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и
иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6. Концентрация.
7. Функциональная музыка.
8. Сказкотерапия.
Формы работы
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для
мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием
бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я
буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку
и сопровождаем рассказом.
5.
Инсценирование:
«Девочка
чумазая»,
«Испечем
пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или
предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из
цикла А.Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в
ладошку или насыпаем в пакет с отрезанным уголком и рисуем по готовому
контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок
выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические
праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.
Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме.
Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким
забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью
исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и
максимально поощряется фантазия и творческий подход.
Прогнозируемые результаты
1. У ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи, тики,
навязчивости и другие расстройства
2. Корректируется поведение (снятие агрессии).
3. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.
4. Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;
5. Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;
6. Ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих
внутренних ресурсов;
7. Ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать
эмоциональное состояние других людей.