Дополнительная общеобразовательная программа ЛОГОРИтмика

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа

«Логоритмика»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Учитель - логопед
Рылова Ю.А.

г. Екатеринбург, 2021 г.
1

Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Цель, задачи программы……………..……………………………………4
3. Методическое обеспечение программы………………………………….7
4. Принципы и методы организации занятий……………………..………..7
5. Содержание занятий………………...……………………………………..9
6. Структура занятий……………………...…………………………………13
7. Требования
к
занятий…………………..14

проведению

логоритмических

8. Ожидаемые результаты…………………………………………………...15
9. Учебный перспективный план для детей средней группы ………..…..25
10. Список литературы………………………………………………………..33

2

Пояснительная записка
«Первое понимание логоритмики основано на
использовании связи слова, музыки и движения.
Взаимоотношения указанных компонентов
могут быть разнообразными, с преобладанием
одного из них или связи между ними»
Г.А. Волкова
«Логопедическая ритмика»
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По словам известного педагога Э. ЖанаДалькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчинённой
законам вечного ритма».
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сочетаются с произнесение специального речевого
материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью
способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его
мышления, коммуникативных качеств.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной
педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и
речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию
напряженности. Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей
происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной,
двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем.
Все окружающее нас живет по законам ритма, смена времен года, день
и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Любые, ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека.
Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием
чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических
упражнениях и играх.
Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является
своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения
занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия
составлены с опорой на лексические темы Многократное повторение
изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых,
речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает
доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает
каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе,
поддерживает
положительное
эмоциональное
состояние
детей,
познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,
умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла
предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя. Дошкольники с большим удовольствием выполняют
дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж,
3

играют в речевые и пальчиковые игры. В ходе занятий вводятся элементы
психогимнастики.
Программа рассчитана на один год обучения.
Цель программы
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной
педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя
средства логопедического, музыкально-ритмического и физического
воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель
данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в
речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи логоритмики:
1. Оздоровительные:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций;
- развитие дыхания.
2. Образовательные:
- формировать умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
3. Воспитательные:
- воспитание и развитие чувства ритма;
- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников
(коллективизм. дисциплину);
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства
4. Коррекционные:
- укреплять мышцы органов артикуляторного аппарата;
- развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику, в соответствии с возрастными особенностями
детей;
- развитие голоса, дыхания;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с
речью;
- развивать фонематический слух;

4

Актуальность программы
С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет
количество детей с различными нарушениями речи. Это результат
недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с
ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей,
плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более
эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика,
является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции,
сочетающая, исправление нарушений речи с развитием сенсорных и
двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической
ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в
звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного
запаса.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный
подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и
речевых возможностей.
Методическое обеспечение программы
Занятия по логоритмике основывается на следующих методических
пособиях:
 Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для сдудентов
высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –
Петербург: Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная
педагогика).
 Тарасова О.А., Чернышева Ю.А., «Авторская программа по
логоритмике для детей со сложной структурой дефекта»
 Савицская Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПб.: КАРО,
2009. – 128с.
 Методики М.Ю. Картушиной:
Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
лет/ М.Ю. Картушина. – Москва: Творч.центр Сфера, 2006 (Смоленск:
Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 160 с.:22 см
Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет/ Картушина М.Ю. – Москва: Творческий цент Сфера, 2008. – 156 с.

5

Принципы организации логоритмических занятий
Общедидактические принципы:
1. Принцип
научности.
Подкрепление
всех
коррекционных
и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается
в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного
процесса, способствует перестройке сердечно-сосудистой системы,
дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной систем.
3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только
многократные систематические повторения способствуют образованию
здоровых двигательных стереотипов.
Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в
целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное
отношение к выполняемым заданиям.
5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.
6. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт
возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.
7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым, более
сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере
закрепления формирующихся навыков.
Специфические принципы:
1. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального
развития
(способность
решения
задач
при
соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует
проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к
самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть
заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
2. Принцип всестороннего развития. Обуславливает общее влияние на
организм
логоритмического
воздействия.
Повышается
общая
тренированность.
3. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
4. Принцип комплексности.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных
методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы
6

подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала,
речевого и общего развития ребенка.
Наглядно – зрительные (показ):
- тактильно-мышечная наглядность
- наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция
движений (песня, музыка);
Словесные:
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция;
Практические:
- игровой метод – используется при разучивании новых упражнений;
- соревновательный – используется для совершенствования уже
отработанных упражнений.
Содержание логоритмических занятий
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим
упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения
становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные
упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения –
необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат
ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения
от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения
навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает
выработать
диафрагмальное
дыхание,
а
также
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание
детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки, обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и
слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое
внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком,
игры со звучащими жестами и музицированием на детских
музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др.
7

•
•

•

•

•

•

Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует
быстрому
запоминанию
игры
и
облегчает
выполнение
логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет
ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется
голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных
звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми
нарушениями направлен не только на формирование их
художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции,
дыхания.
Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая
мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому
развитию. Пальчиковые игры, как и на музыкальных занятиях,
проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит
фоном.
•
Элементарное музицирование на детских музыкальных
инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа,
улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы,
сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего
тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и
пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность
движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это
укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность
точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении
настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся
в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки
тренируют детей
в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство
коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.

8

Структура логоритмических занятий:
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и
имеют принцип игрового обучения. Длительность занятия зависит от
возраста детей. Дети в возрасте 3-4 лет 15 минут, дети 4-5 лет 20 минут.
I.Вводная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и
ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного
тонуса;
II. Основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики; -упражнения
на развития внимания, памяти:
-упражнение на развитие чувства темпа, ритма;
- упражнения на развитии координации речи с движением:
-слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики;
III.Заключительная часть от 5 до 7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановление дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
 Учебный перспективный план для детей 4-5 лет с сентября по май
- количество занятий в неделю – 1;
- количество занятий в месяц – 4;
- количество занятий в год – 36;
Требования к проведению логоритмических занятий
Занятия проходят один раз в неделю, 4 раза в месяц (в первой половине
дня).
 Занятия проводятся фронтально, 20-25 минут в зависимости от
возраста детей.
 Занятия составляются с опорой на лексические темы.
 Содержание двигательного и речевого материала варьируется в
зависимости от уровня сформированности моторных и речевых
навыков.
 Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую
целостность.
9

Построение занятий в форме игры создаёт доброжелательную,
эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей,
побуждает каждого ребенка принимать активное участие в образовательном
процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей,
познавательный интерес и внимание, активизирует речь, помогает в
нравственно-эстетическом воспитании.
Расписание проведения дополнительного образования
Возраст

на 2022-2023 учебный год
Время

Количество

20 минут
16:00-16:15

1 раз в неделю
День недели: пятница

25 минут
16:00- 16:20

1 раз в неделю
День недели:
понедельник

4 года

5 лет







Ожидаемые результаты логоритмических занятий
Сформированность знаний, расширение словарного запаса по
лексическим темам.
Сформированность умений ритмично выполнять движения в
соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер,
образ.
Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического
дыхания.
Сформированность
произносительных
навыков,
подвижности артикуляторного аппарата.
Способность выполнять оздоровительные упражнения для улучшения
осанки, дыхания, пальчиковые упражнения, самомассаж лица.
10

 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
 Способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и
здоровья окружающих людей

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Средняя группа
Планирование лексических тем по месяцам
Месяц
Тема
Количество занятий
1 – «Осень, Деревья»
1
2 – «Грибы и ягоды»
1
Октябрь
3 - «Овощи»
1
4 – «Фрукты»
1
1 – «Семья» 2
1
Ноябрь
– «Домашние
1
животные» 3 –
«Одежда»
1
4 – «Дикие животные»
1
1
– «Зима. Зимние
1
Декабрь
месяцы»
2
– «Зимние забавы»
1
3
– «Зимующие
1
птицы» 4 – «Новогодний
праздник»
1
Январь
Февраль

2 – «Домашние птицы»
3 – «Мебель»
4 – «Посуда»
1
– «Транспорт»
2
– «Профессии»
3
– «Наша армия» 4
– «Животный мир морей
и океанов»

11

1
1
1
1
1
1
1

Март

Апрель

Май

1
– «Весна»
2
– «Мамин
праздник» 3 – «Дикие
животные жарких
стран» 4 –
«Инструменты»
1 – «Космос»
2 – «Первоцветы»
3 – «Живой уголок»
4 – «Перелётные птицы»
1 – «День победы»
2 – «ПДД»
3 – «Цветы»
4 – «Насекомые»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц

Октябрь

Название занятия

Количество
занятий

1.Цыпленок и его
семья

1

2.Колобок-колючий
бок

1

12

Задачи
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики

3.Зайка - огородник

1

Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики; Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;

4.Сундучок осени

1

развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики; развитие

1.История о том, как
Цып и Цыпа свой
дом искали

1

13

артикуляторной
моторики;
развитие
координации речи с
движений;
- развитие дыхания;
- развитие высоты и
силы голоса; развитие мелкой
моторики: развитие
артикуляторной
моторики

2.Бычок-смоляной
бочок

1

3.Времена года

1

4.Сказка про зайцев

1

развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики; развитие
артикуляторной
моторики;

1.Кто как к зиме

1

- развитие

Ноябрь

Декабрь

готовится

развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики; Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;

координации речи с
движений;
- развитие дыхания;
- развитие высоты
и силы голоса; развитие мелкой
моторики: развитие
артикуляторной
моторики

14

Январь

2.Снежная Баба

1

3.Помогите птицам

1

4.Снегурочка на
новогодней ёлке

1

2.Петушок

1

развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики; Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики; развитие
артикуляторной
моторики;

15

Февраль

3.У кошки новоселье 1

развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики; развитие
артикуляторной
моторики;

4.Иван Иваныч
Самоварыч

1

развитие
артикуляторной
моторики;
развитие
мелкой моторики; развитие
правильного
речевого дыхания; работа над голосом;
развитие
координации речи с
движением;
массаж;

1.Паровозить из
Ромашково.

1

2.Вот так мастера!

1

развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики; Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя

16

речи (активного
словаря,
словообразования);
-Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;

Март

3.Возьми меня с
собой

1

4.Путешествие на
подводной лодке

1

1.Даша и Маша

1

развитие
артикуляторной
моторики;
развитие
мелкой моторики; развитие
правильного
речевого дыхания; работа над голосом;
развитие
координации речи с
движением;
массаж;

2.Сказка о глупом
мышонке

1

развитие
координации речи с
движений;

17

развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
развитие
артикуляторной
моторики;
развитие
мелкой моторики; развитие
правильного
речевого дыхания; работа над голосом;
развитие
координации речи с
движением;
массаж;

- развитие дыхания;
- развитие высоты
и силы голоса; развитие мелкой
моторики: развитие
артикуляторной
моторики
развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики; развитие
артикуляторной
моторики;

3.Зоопарк

1

4.Как мышонок стал
трудолюбивым

1

Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики; Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;

1.Будем
космонавтами!

1

развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики

Апрель

18

Май

1. Колесо

1

развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики

Список литературы:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.
2. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для сдудентов высших
учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –Петербург:
Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика).
3. Волкова Г.А., Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников: Кн. для логопеда.- М: Просвещение, 1983. -144с.; 21 см
5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека
заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи/Авт.-сост.: И.А.
Михеева, С.В. Чешева, - Спб.: КАРО, 2009.- 256с.
4. Гридчина Н.И. «Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и
воспитателей». – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2003.- 193с.
8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008, - 160с.
9. Кириллова Ю.А. «Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем
воздухе для детей логопедических групп с 3 до 7 лет». – СПб:
«Детство-Пресс», 2008 – 320 с.
10. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:
Практическое пособие.- Спб.: Издательство «Корона Век», 2016 – 80 с.
11. Новиковская, О.А.Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи.
4—7 лет /О.А. Новиковская,— М.: Астрель: ACT; СПб.: Астрель-СПб,
2009. 31 с.: ил. — (Домашний логопед).
12. Османова Г.А., ПоздняковаЛ.А. Игровой логопедический массаж и
самомоссаж при коррекции речевых нарушений/Г.А. Османова, Л.А.
Позднякова. – СПб.: КАРО, 2013. – 88 с.
13. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на
занятиях в детском саду. - Спб.: КАРО, 2009.- 64 с.
14. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у
детей общих речевых навыков.- СПб.: КАРО,2007.- 144с.
19

15. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей
дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.- 92с.
16. Савицская Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПб.: КАРО,
2009. – 128с.
17. Тарасова О.А, Чернышева Ю.А. «Авторская программа по логоритмике
для детей со сложной структурой дефекта». – М. Издательство Перо,
2021. – 271 с.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».