Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» Возраст обучающихся: 4-7 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Учитель - логопед Рылова Ю.А. г. Екатеринбург, 2021 г. 1 Содержание: 1. Пояснительная записка……………………………………………………3 2. Цель, задачи программы……………..……………………………………4 3. Методическое обеспечение программы………………………………….7 4. Принципы и методы организации занятий……………………..………..7 5. Содержание занятий………………...……………………………………..9 6. Структура занятий……………………...…………………………………13 7. Требования к занятий…………………..14 проведению логоритмических 8. Ожидаемые результаты…………………………………………………...15 9. Учебный перспективный план для детей средней группы ………..…..25 10. Список литературы………………………………………………………..33 2 Пояснительная записка «Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними» Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. ЖанаДалькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма». Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение специального речевого материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности. Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Все окружающее нас живет по законам ритма, смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые, ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Дошкольники с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, 3 играют в речевые и пальчиковые игры. В ходе занятий вводятся элементы психогимнастики. Программа рассчитана на один год обучения. Цель программы Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачи логоритмики: 1. Оздоровительные: - укреплять костно-мышечный аппарат; - формировать правильную осанку, походку; - развивать координацию движений и моторных функций; - развитие дыхания. 2. Образовательные: - формировать умения и навыки; - развивать пространственные представления; - развивать переключаемость и координацию движений; - развивать ритмическую выразительность; - развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; - развивать коммуникативные умения и навыки; 3. Воспитательные: - воспитание и развитие чувства ритма; - воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; - воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм. дисциплину); - воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства 4. Коррекционные: - укреплять мышцы органов артикуляторного аппарата; - развивать мелкую моторику; - развивать общую моторику, в соответствии с возрастными особенностями детей; - развитие голоса, дыхания; - вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; - развивать фонематический слух; 4 Актуальность программы С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика, является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая, исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. Методическое обеспечение программы Занятия по логоритмике основывается на следующих методических пособиях: Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для сдудентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика). Тарасова О.А., Чернышева Ю.А., «Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта» Савицская Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПб.: КАРО, 2009. – 128с. Методики М.Ю. Картушиной: Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет/ М.Ю. Картушина. – Москва: Творч.центр Сфера, 2006 (Смоленск: Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 160 с.:22 см Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет/ Картушина М.Ю. – Москва: Творческий цент Сфера, 2008. – 156 с. 5 Принципы организации логоритмических занятий Общедидактические принципы: 1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса, способствует перестройке сердечно-сосудистой системы, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной систем. 3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только многократные систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. 4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное отношение к выполняемым заданиям. 5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания. 6. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей. 7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Специфические принципы: 1. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. 2. Принцип всестороннего развития. Обуславливает общее влияние на организм логоритмического воздействия. Повышается общая тренированность. 3. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. 4. Принцип комплексности. Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы 6 подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка. Наглядно – зрительные (показ): - тактильно-мышечная наглядность - наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка); Словесные: Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция; Практические: - игровой метод – используется при разучивании новых упражнений; - соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных упражнений. Содержание логоритмических занятий Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. • Чистоговорки, обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. 7 • • • • • • Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. 8 Структура логоритмических занятий: Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения. Длительность занятия зависит от возраста детей. Дети в возрасте 3-4 лет 15 минут, дети 4-5 лет 20 минут. I.Вводная часть: 3-5 минут. Включает в себя: - различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; - упражнения на ориентировку в пространстве; - упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного тонуса; II. Основная часть: от 10 до 15 минут. Включает в себя: - развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики; -упражнения на развития внимания, памяти: -упражнение на развитие чувства темпа, ритма; - упражнения на развитии координации речи с движением: -слушание музыки для снятия напряжения; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики; III.Заключительная часть от 5 до 7 минут. Включает в себя: - упражнения на восстановление дыхания; - спокойные виды ходьбы; - упражнения на релаксацию. Учебный перспективный план для детей 4-5 лет с сентября по май - количество занятий в неделю – 1; - количество занятий в месяц – 4; - количество занятий в год – 36; Требования к проведению логоритмических занятий Занятия проходят один раз в неделю, 4 раза в месяц (в первой половине дня). Занятия проводятся фронтально, 20-25 минут в зависимости от возраста детей. Занятия составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. 9 Построение занятий в форме игры создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей, побуждает каждого ребенка принимать активное участие в образовательном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь, помогает в нравственно-эстетическом воспитании. Расписание проведения дополнительного образования Возраст на 2022-2023 учебный год Время Количество 20 минут 16:00-16:15 1 раз в неделю День недели: пятница 25 минут 16:00- 16:20 1 раз в неделю День недели: понедельник 4 года 5 лет Ожидаемые результаты логоритмических занятий Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам. Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ. Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания. Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляторного аппарата. Способность выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхания, пальчиковые упражнения, самомассаж лица. 10 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Средняя группа Планирование лексических тем по месяцам Месяц Тема Количество занятий 1 – «Осень, Деревья» 1 2 – «Грибы и ягоды» 1 Октябрь 3 - «Овощи» 1 4 – «Фрукты» 1 1 – «Семья» 2 1 Ноябрь – «Домашние 1 животные» 3 – «Одежда» 1 4 – «Дикие животные» 1 1 – «Зима. Зимние 1 Декабрь месяцы» 2 – «Зимние забавы» 1 3 – «Зимующие 1 птицы» 4 – «Новогодний праздник» 1 Январь Февраль 2 – «Домашние птицы» 3 – «Мебель» 4 – «Посуда» 1 – «Транспорт» 2 – «Профессии» 3 – «Наша армия» 4 – «Животный мир морей и океанов» 11 1 1 1 1 1 1 1 Март Апрель Май 1 – «Весна» 2 – «Мамин праздник» 3 – «Дикие животные жарких стран» 4 – «Инструменты» 1 – «Космос» 2 – «Первоцветы» 3 – «Живой уголок» 4 – «Перелётные птицы» 1 – «День победы» 2 – «ПДД» 3 – «Цветы» 4 – «Насекомые» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц Октябрь Название занятия Количество занятий 1.Цыпленок и его семья 1 2.Колобок-колючий бок 1 12 Задачи развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики 3.Зайка - огородник 1 Развитие артикуляторной моторики; -Развитие общей и мелкой моторики; Координация речи с движением; Развитие лексического строя речи (активного словаря, словообразования); Развитие речевого дыхания и силы голоса; -Развитие ВПФ; 4.Сундучок осени 1 развитие координации речи с движением; развитие дыхания; развитие мелкой моторики; развитие 1.История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали 1 13 артикуляторной моторики; развитие координации речи с движений; - развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики 2.Бычок-смоляной бочок 1 3.Времена года 1 4.Сказка про зайцев 1 развитие координации речи с движением; развитие дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляторной моторики; 1.Кто как к зиме 1 - развитие Ноябрь Декабрь готовится развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики Развитие артикуляторной моторики; -Развитие общей и мелкой моторики; Координация речи с движением; Развитие лексического строя речи (активного словаря, словообразования); Развитие речевого дыхания и силы голоса; -Развитие ВПФ; координации речи с движений; - развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики 14 Январь 2.Снежная Баба 1 3.Помогите птицам 1 4.Снегурочка на новогодней ёлке 1 2.Петушок 1 развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики Развитие артикуляторной моторики; -Развитие общей и мелкой моторики; Координация речи с движением; Развитие лексического строя речи (активного словаря, словообразования); Развитие речевого дыхания и силы голоса; -Развитие ВПФ; развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики развитие координации речи с движением; развитие дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляторной моторики; 15 Февраль 3.У кошки новоселье 1 развитие координации речи с движением; развитие дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляторной моторики; 4.Иван Иваныч Самоварыч 1 развитие артикуляторной моторики; развитие мелкой моторики; развитие правильного речевого дыхания; работа над голосом; развитие координации речи с движением; массаж; 1.Паровозить из Ромашково. 1 2.Вот так мастера! 1 развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики Развитие артикуляторной моторики; -Развитие общей и мелкой моторики; Координация речи с движением; Развитие лексического строя 16 речи (активного словаря, словообразования); -Развитие речевого дыхания и силы голоса; -Развитие ВПФ; Март 3.Возьми меня с собой 1 4.Путешествие на подводной лодке 1 1.Даша и Маша 1 развитие артикуляторной моторики; развитие мелкой моторики; развитие правильного речевого дыхания; работа над голосом; развитие координации речи с движением; массаж; 2.Сказка о глупом мышонке 1 развитие координации речи с движений; 17 развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики развитие артикуляторной моторики; развитие мелкой моторики; развитие правильного речевого дыхания; работа над голосом; развитие координации речи с движением; массаж; - развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики развитие координации речи с движением; развитие дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляторной моторики; 3.Зоопарк 1 4.Как мышонок стал трудолюбивым 1 Развитие артикуляторной моторики; -Развитие общей и мелкой моторики; Координация речи с движением; Развитие лексического строя речи (активного словаря, словообразования); Развитие речевого дыхания и силы голоса; -Развитие ВПФ; 1.Будем космонавтами! 1 развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики Апрель 18 Май 1. Колесо 1 развитие координации речи с движений; развитие дыхания; - развитие высоты и силы голоса; -развитие мелкой моторики: развитие артикуляторной моторики Список литературы: 1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с. 2. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для сдудентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –Петербург: Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика). 3. Волкова Г.А., Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда.- М: Просвещение, 1983. -144с.; 21 см 5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи/Авт.-сост.: И.А. Михеева, С.В. Чешева, - Спб.: КАРО, 2009.- 256с. 4. Гридчина Н.И. «Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей». – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с. 6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с. 7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2003.- 193с. 8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008, - 160с. 9. Кириллова Ю.А. «Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп с 3 до 7 лет». – СПб: «Детство-Пресс», 2008 – 320 с. 10. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.- Спб.: Издательство «Корона Век», 2016 – 80 с. 11. Новиковская, О.А.Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4—7 лет /О.А. Новиковская,— М.: Астрель: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2009. 31 с.: ил. — (Домашний логопед). 12. Османова Г.А., ПоздняковаЛ.А. Игровой логопедический массаж и самомоссаж при коррекции речевых нарушений/Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2013. – 88 с. 13. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. - Спб.: КАРО, 2009.- 64 с. 14. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.- СПб.: КАРО,2007.- 144с. 19 15. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.- 92с. 16. Савицская Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПб.: КАРО, 2009. – 128с. 17. Тарасова О.А, Чернышева Ю.А. «Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта». – М. Издательство Перо, 2021. – 271 с. 20