Учебный план 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 1 (далее
МБДОУ) общеразвивающего вида разработан в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. ФЗ № 304 от 24 июля 2020 г. «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания
обучающихся»;
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ № 1028 от 25.11.2022 г.);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020
№ 61573);
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС);
6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента
общего образования 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
7. Устав МБДОУ-детский сад № 1.
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана
Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами:
- принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на
необходимом
и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции
содержания и видов деятельности;

- принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решением программных образовательных задач в НОД и совместной деятельности взрослого и детей и
построением
образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип
культур сообразности образования.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СП 2.4. 3648-20).
Учебный план МБДОУ – детский сад № 1 (далее - МБДОУ) соответствует Уставу, отражает образовательные
области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует
ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план МБДОУ на 2023 - 2024 учебный год является локальным нормативным актом,
устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение
образовательной деятельности (далее - ОД), при этом данное распределение не является жестко
регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Образовательный период начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме
пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
На 01.09.2023 - 2024 учебного года в МБДОУ функционирует 10 групп общеразвивающей направленности:
группа раннего возраста - 2, 2 младшая группа (с 3 до 4 лет) – 2, средняя группа (с 4 до 5 лет) – 2, старшая группа –
2 (с 5 до 6 лет), подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) – 2.
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой
участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) в группах для детей дошкольного
возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимно
дополнение в содержание ОО; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный
заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических

условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
С целью осуществления коррекционной работы в МБДОУ функционирует логопункты, работа осуществляется
учителем – логопедом. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия в
логопункте проводятся малыми подгруппами (2-3 воспитанника) и индивидуально и выводятся за пределы учебного
плана. Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к
занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая
вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка.
Коррекционно - развивающая работа построена на основе специальной (коррекционной) общеобразовательной
технологии Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи у детей», «Программа адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в
группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет Н.В. Нищева. Данный выбор программ
обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы
преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
Содержание комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка
дошкольного возраста по основным направлениям:
1. физическое развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. социально-коммуникативное развитие;
5. художественно-эстетическое развитие.
Планирование в группах общеразвивающей направленности:
Группа раннего возраста с 1,5 до 3 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений, в процессе образовательной деятельности, образовательной
деятельности в ходе режимных моментов.
Продолжительность образовательной деятельности в утренний отрезок времени составляет 20 минут. В
середине времени, отведенного на занятия, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами
образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Время, отведенное на занятия, составляет 100 мин (1
час 40 мин) в неделю.

II младшая группа с 3 до 4 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений, в процессе образовательной деятельности, образовательной
деятельности в ходе режимных моментов.
Продолжительность образовательной деятельности в утренний отрезок времени составляет 30 минут. В
середине времени, отведенного на занятия, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами
образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Время, отведенное на занятия, составляет 150 мин (2
часа 30 мин) в неделю.
Средняя группа с 4 до 5 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений, в процессе образовательной деятельности, образовательной
деятельности в ходе режимных моментов.
Продолжительность ОД в утренний отрезок времени составляет 40 минут. В середине времени, отведенного на
занятия, проводится перерыв - физкультминутка.
Перерыв между периодами занятий составляет не менее 10 минут. Недельная нагрузка составляет 200 мин (3
часов 20 мин)
Старшая группа с 5 до 6 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений, в процессе образовательной деятельности, образовательной
деятельности в ходе режимных моментов.
Продолжительность ОД в утренний отрезок времени составляет 50 минут. В середине времени, отведенного на
образовательную деятельность, проводится перерыв - физкультминутка.
Перерыв между периодами образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Недельная нагрузка
составляет 325 мин.
Подготовительная группа с 6 до 7лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений учебного плана в процессе образовательной деятельности,

образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
По плану МБДОУ, время, отведенное на образовательную деятельность, составляет 450 минут в неделю.
Продолжительность ОД в утренний отрезок времени составляет 90 минут. В середине времени, отведенного на
образовательную деятельность, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами
образовательной деятельности составляет не менее 10 минут.
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в первую половину дня через следующие
виды деятельности: формирование элементарных математических представлений - 2 раза в неделю; ознакомление с
социальным миром - 1 раз в неделю, ознакомление с предметным окружением и миром природы - 1 раз в неделю
(ознакомление с предметным окружением и миром природы проводятся с чередованием (предметное окружение 1 3 неделя месяца, мир природы 2-4 неделя месяца).
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется в первой половине дня, 3 раза в неделю через
следующие виды деятельности: коммуникативную деятельность включающую: формирование произносительной
стороны речи, развитие лексико-грамматических средств языка, самостоятельной развернутой фразовой речи;
подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения; восприятие художественной литературы.
Дополнительно восприятие художественной литературы проходит ежедневно в ходе режимных моментов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений реализуется через расширение и углубления
содержания обязательной части Программы МБДОУ, парциальной образовательной программой дошкольного
образования «СамоЦвет» О.А.Толстикова, в одной из трех двигательных деятельностей с детьми группы и
проводится на открытом (свежем) воздухе; музыкальной деятельности 1 раз в неделю (в группе) через восприятие
художественной литературы и фольклора, социально - коммуникативное развитие через реализацию парциальной
образовательной программы «Мир без опасности» И.А.Лыкова.
Одна из трех двигательных деятельностей с детьми группы проводится на открытом (свежем) воздухе.
Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на
педагогическом
совете,
утверждается
приказом
заведующего.

Учебный план МБДОУ - детский сад № 1 на 2023-2024 учебный год
Образовательные
области

Виды детской деятельности

Возрастные группы
ранний
возраст

четвертый
год жизни

пятый
год жизни

шестой
год жизни

седьмой
год жизни

Обязательная часть

Социально
коммуникативное
развитие

Игровая
Коммуникативная
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд
Безопасность*

Познавательное
развитие

Познавательно исследовательская
(формирование элементарных
математических представлений,
формирование целостной
картины мира)
Речевая

Речевое
развитие

1 раз в неделю
10 мин

2 раз в неделю
20 мин

Восприятие художественной
литературы

Художественно –
эстетическое
развитие

2 раза в неделю 50
мин

1 раз в неделю
15 мин

1 раз в неделю 20
мин

2 раза в неделю
50 мин

Изобразительная
(рисование, лепка, аппликация)

2 раза
в неделю 20 мин

Ежедневно
в режимных моментах
и самостоятельной деятельности
детей
2 раза
2 раза
в неделю 30 мин
в неделю 40 мин

Музыкальная

2 раза в неделю
20 мин

2 раза в неделю
30 мин

Конструктивно-модельная
деятельность
Физическое
развитие

2 раза в неделю
20 мин

Ежедневно в
режимных
моментах и
самостоятельной
деятельности
детей
1 раз в неделю
30 минут
3 раза в неделю
75 мин

Ежедневно в режимных моментах
и самостоятельной
деятельности детей

Двигательная
(на свежем воздухе)

ИТОГО: на образовательную деятельность в неделю
(количество, в минутах)

2 раза в неделю
40 мин

Ежедневно в режимных
моментах и
самостоятельной
деятельности детей
1 раз в неделю 30 минут

3 раза в неделю
90 мин

2 раза 60 мин в неделю
Ежедневно в режимных
моментах и
самостоятельной
деятельности детей

2 раза
в неделю 50 мин

2 раза
в неделю 60мин

2 раза
в неделю 50 мин

2 раз
в неделю 60 мин

Ежедневно в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей
2 раза в неделю
20 мин
1 раз в неделю
10 мин
(на воздухе)
10
100 мин

2 раза
в неделю 30 мин
1 раз в неделю
15 мин
(на воздухе)

2 раза
в неделю 40 мин
1 раз в неделю
20 мин
(на воздухе)

2 раза
в неделю 50 мин
1 раз
в неделю 25 мин
(на воздухе)

2 раза
в неделю 60 мин
1 раз
в неделю 30 мин
(на воздухе)

10
150 мин

10
200 мин

13
325мин

14
450 мин

Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
Направление
развития
1
Познавательное
развитие
Речевое
развитие
Социальнокоммуникатиное
Художественоэстетическое
развитие
Национальнорегиональный
компонент*

Виды деятельности

2
Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным
ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы)
Развитие речи
Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами
и др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание,
бытовой труд, труд в природе)
Изобразительная (рисование, лепка)
Конструктивно-модельная деятельность
Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах)
Восприятие художественной литературы и фольклора*

Физическое
Двигательная
(на свежем воздухе)*
развитие
Национальнорегиональный
компонент*
НациональноПознавательно-исследовательская, ознакомление с миром
региональный
природы*
компонент*
Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка):

Группы раннего
возраста
(с 1,5 до 3 лет)
3
10 мин.

20 мин.
Ежедневно, в ходе
режимных моментов

20 мин.
Ежедневно, в ходе
режимных процессов
20 мин

20 мин.
10 мин

Целевая прогулка
(1 раз в неделю)
100 мин.

Направление
развития
1
Познавательное
развитие
Речевое
развитие
Социальнокоммуникатиное

Виды деятельности
2
Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным
ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы)
Развитие речи
Восприятие художественной литературы и фольклора

2 младшая группа
(с 3 до 4 лет)
3
30 мин.

15 мин.
Ежедневно, в ходе режимных
моментов

Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами и
др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание, бытовой

труд, труд в природе)
Художественоэстетическое
развитие

Изобразительная (рисование, лепка\аппликация)

30 мин.

Конструктивно-модельная деятельность

Ежедневно, в ходе режимных
процессов

Национальнорегиональный
компонент*

Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на

15 мин. 15 мин

Физическое
развитие
Национальнорегиональный
компонент*
Национальнорегиональный
компонент*

Двигательная

детских муз. инструментах)
Восприятие художественной литературы и фольклора*

(на свежем воздухе)*

Познавательно-исследовательская, ознакомление с миром природы*

Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка):

30 мин. 15 мин

Целевая прогулка
(1 раз в неделю)

150 мин.

Направление
развития

Виды деятельности

Средняя группа
(с 4 до 5 лет)

1

2

3

Познавательное
развитие

Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным
ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы)

Речевое развитие

Развитие речи
Восприятие художественной литературы

Социально
коммуникативное

Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами
и др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание,

Художественноэстетическое
развитие

Изобразительная (приобщение к искусству, рисование, лепка,

40 мин.

20 мин.
Ежедневно, в ходе
режимных моментов

бытовой труд, труд в природе)

Национальнорегиональный
компонент*
Физическое
развитие
Национальнорегиональный
компонент*
Национальнорегиональный
компонент*

40 мин.

аппликация)
Конструктивно-модельная деятельность

Ежедневно, в ходе режимных
процессов

Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на

20 мин. 20 мин

детских муз. инструментах)
Восприятие художественной литературы и фольклора*
Двигательная

40 мин

(на свежем воздухе)*

20 мин

Познавательно - исследовательская, ознакомление с миром природы*

Целевая прогулка
(1 раз в неделю)

Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка):

200 мин.

Направление
развития
1
Познавательное
развитие
Речевое
развитие
Социальнокоммуникатиное

Виды деятельности
2
Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным
ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы)
Развитие речи
Восприятие художественной литературы и фольклора

Старшая группа
(с 5 до 6 лет)
3
50 мин.

50 мин.
Ежедневно, в ходе режимных
моментов

Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами и
др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание, бытовой

труд, тр'уд в природе)
Художественоэстетическое
развитие

Изобразительная (рисование, лепка\аппликация)

75 мин.

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю , в ходе
режимных процессов

Национальнорегиональный
компонент*

Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на

25 мин.

Восприятие художественной литературы и фольклора*

25 мин

Физическое
развитие
Национальнорегиональный
компонент*
Национальнорегиональный
компонент*

Двигательная

50 мин.
25 мин.*

детских муз. инструментах)

(на свежем воздухе)*

25 мин
Познавательно-исследовательская, ознакомление с миром природы*

Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка):

Целевая прогулка
(1 раз в неделю)

325 мин.

Направление
развития
1
Познавательное
развитие
Речевое развитие

Социально
коммуникативное

Виды деятельности
2
Познавательно-исследовательская (развитие познавательно-

Средняя группа
(с 6 до 7 лет)
3
90 мин.

исследовательской деятельности, приобщение к
социокультурным ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром
природы)
Коммуникативная (развитие речи)
Восприятие художественной литературы
Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с
правилами и др. виды игры) Элементарная трудовая

60 мин.
30 мин
Ежедневно, в ходе
режимных моментов

30 мин

(самообслуживание, бытовой труд, труд в природе)
Безопасность*

Художественноэстетическое
развитие
Национальнорегиональный
компонент*

Изобразительная (рисование, лепка\аппликация)

60 мин.

Конструктивно-модельная деятельность

30 мин

Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры

30 мин. 30 мин

на детских муз. инструментах)
Восприятие художественной литературы и фольклора*

Физическое
развитие
Национальнорегиональный
компонент*
Национальнорегиональный
компонент*

Двигательная (на свеж воздухе)

Познавательно-исследовательская, ознакомление с миром
природы*

Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка):

60 мин. 30 мин

Целевая прогулка
(1 раз в неделю)

450 мин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».